Крестительское кладбище

0_8b583_1b9bb7fe_L

Здесь находятся могилы митрополита Орловского и Брянского Палладия (1899-1977), архиепископа Орловского и Брянского Варфоломея (1928-1988), Елизаветы Илларионовны Крестьянкиной, матери старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и семьи Крестьянкиных, могила секретаря Орловской епархии протоиерея Иоанна Троицкого, бессменного настоятеля храма на протяжении многих десятилетий, других почитаемых православными орловцами пастырей. Недалеко от входа в церковь сохранилась могила архиепископа Н. П. Поликарпова (1887-1938) — отца известного авиаконструктора Н. П. Поликарпова. На Крестительском некрополе захоронены также многие известные орловцы: генерал-майор Д. П. Джунковский (1851-1923), участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, П. В. Сизов и Я. И. Горожанский — краеведы, писатель и литературовед Л. Н. Афонин (1918-1973) и др.
Здесь похоронены представители известных орловских купеческих фамилий Афанасьевы, Замятины, Калашниковы, Серебренниковы, Сухановы.

Многие из могил Крестительского кладбища принадлежат представителям некогда громких купеческих фамилий. Один из них – Иван Леонтьевич Леваков.

 Леваков И.Л. родился 30 января 1841 года в Орле, в патриархальной семье. После смерти отца ему пришлось возглавить небольшую семейную артель, которая через несколько лет стала одной из наиболее прибыльных городских компаний. Спустя десять лет Иван Леваков стал самым богатым человеком в Орловской губернии и получил высший отличительный знак купеческого сословия – титул купца I гильдии.

К концу XIX века состояние купца превышало миллион рублей. Торгово- строительной империи Левакова принадлежали: кирпичный завод, фабрика по производству красок и олиф, завод цементных изделий и стройматериалов, сеть магазинов.  

Поскольку Иван Леонтьевич вырос в глубоко религиозной семье, то основными объектами его меценатской деятельности стали храмы. С 1883 года он принимал активное участие в восстановлении Сретенской (Георгиевской) церкви и был старостой этой церкви.

Через десять лет он уже руководил всеми ремонтными и реставрационными работами в Петропавловском соборе, на которые пожертвовал собственные деньги.

Под руководством Ивана Левакова возводилась церковь Кирилла и Мефодия. Для росписи храма и иконостаса он пригласил в Орел учеников Васнецова и Врубеля, а мрамор выписал из Италии. В 1898 году, на средства купца Левакова, была перестроена Александро- Невская церковь при Орловском училище. В быту Иван Леонтьевич был строг и консервативен. Умер купец I гильдии, гласный Орловского уездного земства Иван Леонтьевич Леваков 11 августа 1911 года. Как стало известно позже, всего год он не дожил до получения дворянского звания. Его похоронили на Крестительском кладбище города Орла.

 

Заслуживает внимания памятник В. Н. Гайдунову, студенту, утонувшему в Оке в 1907 году при спасении молодой девушки. В южной части кладбища расположено братское захоронение советских воинов, погибших в боях за освобождение Орла в августе 1943 году. 8 мая 1987 года здесь открыт памятник на могиле командира эскадрильи 1-й армии майора Т. Г. Верхомия, убитого в бою 3 мая 1943 года. 

Когда в начале 1770-х годов Сенат запретил использовать градские приходские церкви для захоронений из-за чумы, свирепствовавшей в некоторых русских городах, под новые кладбища были отведены места за городом. В 1772 году для жителей первой части Орла (сегодня это историческая часть Заводского района) предусмотрели участок «между Кромскою и Карачевскою дорогами» (1). Одновременно с Крестительским были основаны загородные кладбища и для двух других частей города, которые вскоре были перенесены на новые места подальше от границ городской застройки; таким образом, Крестительское кладбище, не менявшее своего расположения, остается самым древним из ныне существующих в Орле.
(Часть плана г. Орла 1778 г.)
Размер кладбища тогда не превышал 1 десятины (2), что составляет в современном измерении около 1 га. Первоначально на нем размещалась одна маленькая деревянная часовня «не более двух с половиною сажен». Часовня была устроена во имя Св. Иоанна Предтечи (Крестителя); вскоре и кладбище стали называть Предтечевским (Крестительским). Об этом времени в 1837 году вспоминал первый орловский краевед Д.И. Басов: «А где теперь церковь Св. Иоанна Крестителя, тут была одна часовенка с иконами… И был первый похоронен… Марко, дьякон-иконописец.» (3) Снаружи кладбище было обведено земляным валом и имело одни въездные ворота.
Поначалу орловские граждане, особенно купцы, не желали участвовать в благоустройстве нового кладбища, предпочитая совершать поминовение над родными людьми при своих приходских церквях. Однако со временем им приходилось все чаще и чаще посещать свежие могилы на новом месте, что вскоре расположило их к построению кладбищенской церкви. Уже в мае 1774 года орловцы подали прошение Преосвященному Кириллу об устроении ее на кладбище вместо Крестительской часовни, и 2 июня того же года просителям было разрешено выдать храмозданную грамоту с тем, чтобы новая церковь была построена «по обычаю прочих святых церквей» (4). В архитектуре небольшого каменного храма использовали распространенный тип церковной постройки того времени – «восьмерик на четверике» (5). Первоначально церковь была холодной, тесной и имела только один престол во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сооружался храм в основном на деньги жителей первой части города. Среди них называют, например, орловского купца Кузнецова «со товарищи» (6). Дата окончания строительства и освящения новопостроенной церкви у ряда авторов разнится (7), но чаще всего вслед за Г.М. Пясецким называют 1777 год: 20 мая церковь во имя Св. Крестителя Господня Иоанна вместе с ее внутренними принадлежностями была освидетельствована Орловским духовным правлением и признана готовой к освящению, о чем последовала резолюция Преосвященного Кирилла 20 июля того же года (8).
При церкви еще в конце XVIII века возвели три богадельни: каменную «на городской общественный счет» и две на деньги частных благотворителей – купца Ивана Набокова (тоже каменную) и купца Кузнецова (деревянную) (9). Последняя очень скоро обветшала, была сломана и продана на материал. Набоковская и «общественная» простояли до 1820-30-х годов, пока их также не разобрали и не употребили на нужды кладбищенского благоустройства.
Первые преобразования коснулись церкви и кладбища в 20-е годы XIX века, после того как в ноябре 1823 года к Предтечевской церкви был определен «согласно прошения» священник Василий Лукич Переверзев. Он исполнял службы по воскресным и праздничным дням, совмещая их с основной должностью инспектора Орловских духовных училищ (10), а с 1826 года и с должностью кладбищенского смотрителя. В годы его служения при Крестительской церкви значительно увеличилась ее доходность. Щедрые пожертвования позволили расширить и «благоукрасить» церковь: в 1827 году к ней пристроили трапезную, в которой устроили два придела – по правую сторону во имя Скорбящей Божьей Матери и по левую во имя Казанской Божьей Матери. В обоих приделах разместили иконостасы столярной работы с резьбой и позолотой, покрытые голубой краской (11). Взамен старой деревянной колокольни с большим разбитым колоколом (12) была выстроена каменная. Церковь, трапезную и колокольню покрыли железной крышей, выкрашенной в зеленый цвет (13). Кроме того, стараниями о. Василия из камня ветхих богаделен и на доброхотные подаяния была построена новая двухэтажная богадельня (14), встроенная в только что начатую возводиться кладбищенскую ограду.
В первые десятилетия своего существования Крестительское, как и прочие загородные кладбища, являло собой печальную картину. Это была почти пустующая луговина, мало чем отличавшаяся от пастбища. Земляной вал, которым оно было обведено, во время осенних и весенних дождей разрушался, открывая доступ для животных. Скот разбивал могилы, сваливал кресты и повреждал памятники. Кладбищенский сторож не только не сгонял бродившего скота, но и пас здесь своих коров, поэтому возле могил можно было видеть всякую нечистоту. Кроме того, на кладбище ютились бездомные люди, которые делали для мирных обитателей города проход мимо кладбища небезопасным, особенно поздним вечером (15). Однако преобразования, начавшиеся при о. Василии Переверзеве, расположили купцов и мещан первой части города еще более благоустроить кладбище, обнеся его крепкой каменной стеной. Для ее постройки использовался материал от старых богаделен, а также пожертвования жителей первой части города Орла при содействии им некоторых жителей третьей части. Хотя из-за незначительности пожертвований постройка ограды велась медленно и закончилась только к 1864 году, Крестительское кладбище в то время признавалось «передовым» в отношении благоустройства (16). С тех пор территория некрополя более не расширялась, включив в себя около 6,5 дес. земли.
(Карта 1869 г.)
С 1830 года при Крестительской церкви находился постоянный причт, получавший жалованье (17). Однако до середины 1840-х годов служба на кладбище отправлялась обыкновенно по воскресным и праздничным дням, а по будням редко и только по заказу. Отец Андрей Алексеевич Осипов, причисленный к штату Крестительской церкви в 1844 году, завел при кладбище ежедневную службу. К его литургии шли горожане без всякого заказа и творили помин в церкви и на могилках по своему состоянию и усердию. Скоро это стало известно по всему Орлу, и «к Крестителю» стали стекаться несостоятельные люди и из других частей города, а отец Андрей получил известность «Крестительского». Таким порядком о. Андрей служил до 1879 года, пока не был перемещен на должность ключаря в Орловский Кафедральный собор.
Постоянному причту требовалось находиться при кладбище во всякое время, чтобы быть готовым к исполнению треб по просьбе посетителей. Для этой цели в 1848 году на церковной земле была приобретена усадьба с ветхой деревянной избой и сенями, принадлежавшая солдатке Елене Акимовой (18). Впоследствии на этом месте были построены приличные деревянные дома для местного священника и псаломщика. Усадьба находилась, по всей видимости, на самом конце кладбища, выходившем на Карачевскую дорогу. Известно, что в послевоенные годы ХХ века здесь размещались дома частного сектора. Сейчас эта территория на протяжениии уже нескольких десятилетий принадлежит Дому Молитвы религиозной общины христиан-баптистов (19).
Богадельня, сооруженная заботами Василия Переверзева, в середине XIX века неожиданно оказалась предметом спора между церковниками и городской администрацией. С одной стороны, в ней периодически проживали бедные мещане в количестве 10-15 человек, и Дума ежегодно выделяла некоторую сумму на их содержание (20). С другой же стороны, постройка здания проведена была за счет пожертвований на церковь, и потому по клировым ведомостям оно числилось за церковью. Дело разрешилось в пользу Духовной консистории, и Дума перестала выделять средства из городских доходов. В 1858 году староста Крестительской церкви предложил Думе построить новую богадельню для бедных жителей Орла на Карачевской улице напротив Крестительского кладбища с тем, чтобы все расходы на ее строительство и содержание легли на счет благотворителей, а место и предполагаемая постройка оставались собственностью города и находились в ведении Думы (21). Городское правление дало свое согласие, на том споры и окончились.
Тем временем Крестительская богадельня в 1843-1850 годах приняла монахинь сгоревшего Введенского монастыря. В этот же период она была несколько расширена: коридоры переделали в комнаты и устроили «деревянные помещения с крыльцами и лестницами» (22). Монастырь было решено перенести на новое место, а на месте сгоревших зданий устроить училище под названием «Детский приют для девиц духовного звания». На время сбора пожертвований и строительства этого училища епархиальное начальство избрало Крестительскую богадельню для устройства «Временного приюта для девиц духовного звания», который и размещался в ней с 1862 по 1867 год. Там постоянно содержалось и обучалось от 40 до 50 девочек при самом деятельном участии Преосвященного Поликарпа, считавшего приют своим детищем (23). В 1863 году он лично представил «своих питомиц» цесаревичу Николаю Александровичу (старшему сыну императора Александра II), посетившему Орел в ходе ознакомительной поездки по России. Впоследствии, после перемещения воспитанниц в новопостроенное здание училища, в этой богадельне проживали бедные вдовы и сироты духовного ведомства. Богадельня к настоящему моменту не сохранилась, а находилась она, предположительно, на месте здания воскресной школы.
(Планы 1895 и 1905 гг.)
На рубеже XIX-XX веков Крестительское кладбище выглядело не так, как сегодня. «Я иногда выходил и без цели шел по Щепной площади, потом по пустым полям…, где стояло большое кладбище, обнесенное старыми стенами. Там только ветер дул — грусть и  глушь, вечный покой крестов и плит, всеми забвенных, заброшенных, что-то пустое, подобное одинокой, смутной мысли о чем-то.» (24) Так описывает орловское кладбище (очень хочется думать, что Крестительское) И.А. Бунин в «Жизни Арсеньева». Глушь, пустота, ветер гуляет… Непривычно – на кладбище почти нет деревьев. Только в 1896 году вышел правительственный указ «о насаждении, сообразно с местными условиями, возможно большего количества деревьев, которые, служа к внешнему благолепию кладбищ, являются вместе с тем, как признано медицинскою наукою, лучшим средством для обеззаражения на кладбище воздуха» (25). Наверняка некоторые экземпляры, растущие там сегодня, помнят времена столетней давности.
Читаем у Бунина далее. «Над  воротами кладбища была написана безграничная сизая равнина, вся изрытая разверзающимися могилами, наискось падающими  надгробиями,  подымающимися  из-под них  зубастыми и ребрастыми скелетами и незапамятно-древними старцами и старицами в бледно-зеленых саванах. И огромный ангел с трубой возле уст летел, трубил над этой равниной, полосами развевая свои блекло-синие одежды, согнув в коленях голые девичьи ноги, вскинув сзади себя длинные меловые ступни…» (26) Было ли такое изображение в действительности или это плод воображения писателя? Надеюсь когда-нибудь узнать наверняка…

Само Крестительское (называемое также Иоанно-Богословским) кладбище до сих пор является действующим (37). Его площадь в настоящее время составляет чуть более 6,1 га (38). На нем есть запас свободных площадей, большей частью зарезервированных под родственные захоронения. По закону возможно совершать новое погребение в старую могилу по прошествии двадцати лет.
Для краеведов и историков Крестительское кладбище представляет интерес своими старинными памятниками и надгробиями. Самый древний из сохранившихся и идентифицируемых памятников принадлежит бывшему крепостному князей Куракиных Герасиму Трифоновичу Устрялову, умершему в 1830 году (39). Приезжают сюда и православные паломники. Далеко за пределами Орла знают юродивого Афанасия Андреевича Сайко, упокоившегося неподалеку от церкви. Его могила отмечена высоким деревянным крестом, установленным в 2005 году. Верующим также хорошо известно имя старца архимандрита Иоанна Крестьянкина, насельника Псково-Печерского монастыря. Он родился в Орле, и на кладбище похоронена его мать Елизавета Илларионовна. Справа от церкви находятся могилы митрополита Орловского и Брянского Палладия, архиепископа Орловского и Брянского Варфоломея, а чуть в отдалении – архиепископа Николая Петровича Поликарпова, отца известного авиаконструктора. Во второй половине ХХ века это изначально православное кладбище пополнилось небольшими участками иноверцев из числа мусульман, евреев, цыган. До этого времени, вероятно, исключение составляли лишь умершие от ран французы в 1812 году (40), но никаких материальных свидетельств этого факта не сохранилось. Имеются братские захоронения советских воинов, сложивших головы в боях за освобождение Орла в августе 1943 г., и бойцов интернационального отряда, погибших за власть Советов, а также отдельные могилы воинов-интернационалистов (В.О. Гапеева, Г.Л. Вдовина, А.М.Балабанова, В.Л.Алешина) и летчика майора Т.Г. Верхомия. Этот участок в южной части кладбища огорожен особо и всегда ухожен – перечисленные захоронения являются объектами культурного наследия как памятники истории. Много здесь могил и других более или менее известных в городе и за его пределами людей: писателя Л.Н. Афонина, художника В. Пуршева, краеведов Я.И. Горожанского и П.В. Сизова и др.

________________________________________________________
1. Пясецкий Г.М. Орловские кладбища и состоящие при них церкви и богадельни. ОЕВ. 1898 г. С. 486.
2. Там же. С. 487. По плану 1778 года, составленному землемером Тургеневым и в 1793 году, по требованию Межевой конторы, измененному и дополненному землемером Коковцевым, под кладбищами значилось всего 2 дес. 1260 саж., а по плану землемера Измайлова в 1794 году – 3 дес. 440 саж.
3. Басов Д.И. История города Орла. Орел, 1995. С. 7.
4. Пясецкий Г.М. ОЕВ. 1898 г. С. 537. Преосвященный 2 июня того же года разрешил выдать просителям благословенную свою храмозданную грамоту с тем, чтобы «оная церковь строилась в силу святых Отец правил, по подобию прочих святых церквей, алтарем на восток, святыми иконами, писанными по обычаю православно-восточныя греческаго исповедания веры, украшена была и прочею всею утварью церковною, то есть, — церковными сосудами серебряными, алтарными одеждами, священно-служительскими облачении шелковыми и всем пристойным церковным благолепием, и книгами всего церковного круга удовольствована была».
5. См., напр., http://www.art.oryol.ru/church.htm#7.
6. Неделин В.М. Орел изначальный. Орел, 2001. С. 71. (Вероятно, имеется в виду Николай Васильевич Кузнецов, владелец канатной и суконной фабрик. Его семейство проживало в 1 части Орла. Басов упоминает Якова Николаевича Кузнецова, чей дом в 1837 году находился «на Карачевской улице возле Иоанна Михалыча Суханова».)
7. См., напр., Басов Д.И. История города Орла. С. 7: А церковь построена и совсем освящена около осьмисотого года и названа кладбищем… Неделин В.М. Орел изначальный. С. 71: 1776 – освящение каменных церквей: Иоанна Предтечи (и др.)
8. Пясецкий Г.М. ОЕВ. 1898 г. С. 536-538.
9. Там же. С. 1926.
10. Приложение к ОЕВ. 1901 г. С. 861-862. Василий Переверзев сменил на этом посту протоиерея Милеровского. Скончался о. Василий в 1831 году.
11. Пясецкий Г.М. ОЕВ. 1898 г. С. 115.
12. Там же. С. 610.
13. Там же. С. 115.
14. Там же. С. 1926-1927. Новая двухэтажная каменная богадельня со службами и прочими необходимыми помещениями устроена была заботами и попечением смотрителя кладбищенской церкви священника Василия Переверзева частию на доброхотные подаяния, собранные им в городах Орле, Ельце, Ливнах и Малоархангельске, всего в количестве 2335 р. 36 к., частию на церковную сумму в размере 1475 р. 81 к. ассигнациями.
15. Там же. С. 895.
16. Там же. С. 895-903.
17. Там же. С. 115-116. Орловское купеческое общество, прежде отклонившее предложение Преосвященного Гавриила об определении особых причтов к кладбищам, теперь само ходатайствовало о том пред епархиальным начальством, и когда ходатайство это было уважено в 1830 году, тогда же положило выдавать Крестительскому и Сергиевскому причтам жалованье в размере 200 руб. ассигнациями на каждый причт. С тех пор при этих кладбищах находились уже постоянные причты, хотя по-прежнему назначались еще к ним и кладбищенские смотрители из градских священников.
18. Там же. С. 1014. В записи своей от 10 августа 1848 года Акимова объявляла, «чтобы в пожертвованное ею на кладбищенскую церковь ветхое строение ни ей, ни детям ея и никому из родственников после не приступать, а буде кто восхощет приступить к упоминаемому строению, то пусть уплатит за него 150 руб. сер. в Предтечевскую кладбищенскую церковь».
19. Предположения строятся на следующих фактах: на дореволюционных картах этот кусочек земли не выделяется из кладбища; на аэрофотосъемке военных лет видно, что он обсажен деревьями только по периметру, т.е. не является местом захоронений; община ЕХБ в Орле обзавелась собственным зданием после съезда 1947 года.
20. Пясецкий Г.М. ОЕВ. 1898 г. С. 1927. На содержание этой богадельни Городская Дума ежегодно отпускала 85 р. 71 с четвертью копейку, да из общественной добровольно-складочной суммы назначалось 63 руб. сер. В дополнение к этим средствам богадельни, в 1831 году купец Гудилин пожертвовал билет сохранной казны по вкладу на вечное время в 2000 руб., предоставив в 1840 году Городской Думе распоряжаться процентами с этой суммы. Из этого капитала было издержано 350 руб. на ремонт богадельни в 1843 году.
21. Там же. С. 1931. В 1858 году староста Крестительской церкви Андриян Цыцин просил Думу отвести на Карачевской улице против Крестительского кладбища порожнее городское место для посещения бедных престарелых богадельников, живущих при Крестительской церкви. Место это находилось в расстоянии более 25 сажен от церковной ограды, длиною 15 саж., шириною 6 саж., всего 90 квадр. сажен. В своем ходатайстве об удовлетворении просьбы Цыцина Дума изъяснилась пред Губернским Правлением, что постройка, содержание и ремонт жилища для богадельников будут производиться на счет благотворителей, которые не желают объявить своих имен, и что как место, так и предполагаемая постройка должны оставаться собственностью города и находиться в ведении Думы.
22. Там же. С. 1927.
23. Там же. С. 1930. Девочки — сироты духовного звания содержались и обучались под руководством священника Андрея Осипова и наставницы девицы Анастасии Васильевны Ненароковой, при заведывании хозяйственной частью Приюта священницкой вдовой Елизаветой Васильевной Максимовой. Законоучитель и наставница получали жалованья в год по 120 р., смотрительница по 100 р.; пению обучал воспитанниц диакон безмездно.
24. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Нью-Йорк, 1952. С. 280.
25. Пясецкий Г.М. ЕВ. 1899 г. С. 28.
26. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. С. 280.
27. Прот. Борисенок М. М. Свято-Иоанно-Крестительский храм города Орла. Вера Отцов. 02.02.2003.
28. Самарина И. Путь веры (интервью с прот. Мефодием). Орловская городская газета. 18.04.2014.
29. К маю 1931 г. в г. Орле из 40 церквей и часовен оставались действующими только 15. «Из них обновленческие — Покровская соборная, Николо-Ильинская, Богоявленская, Иоанно-Крестительская и Троицкая кладбищенские; староцерковные — Ахтырская, Васильевская, Воскресенская, Михаило-Архангельская, Николо-Рыбная, Сретенско-Георгиевская, Смоленская, Успенско-Единоверческая, Афанасьевская и Сергиевская кладбищенские». ГАОО. Ф. Р. – 15. Оп.3. Д. 448. Л. 80 — 81. Цит. по: Жарков М., Ливцов В., Лепилин А. История Орловской епархии. Орел, 2007.
30. ГАОО Ф. Р. – 1591. Оп. 3. Д. 46. Л. 29. Цит. по: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.3. Орел, 1996.
31. http://www.gosarchiv-orel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=15&limitstart=2.
32. http://www.art.oryol.ru/church.htm#7.
33. Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.3. Орел, 1996.
34. Самарина И. Путь веры (интервью с прот. Мефодием). Орловская городская газета. 18.04.2014.
35. Жарков М., Ливцов В., Лепилин А. История Орловской епархии. Орел, 2007.
36. http://www.orel-eparhia.ru/objects/deaneries/orel/krestitelskiy.
37. http://gazeta.aif.ru/_/online/orel/623/01_05.
38. https://rospravosudie.com/court-orlovskij-oblastnoj-sud-orlovskaya-oblast-s/act-103832183/. 19.05.1999 г. МУ «УКХ г. Орла» на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок общей площадью 61076, 38 кв.м для эксплуатации и обслуживания Крестительского кладбища.
39. http://daria-iz-orla.livejournal.com/30846.html.
40. Соколов В. Орловцы в борьбе с Наполеоном. За Родину. Статьи и очерки. Орел, 1941. С 71. Цит по: Бельский А.М. Отечественная война 1812 года и Орловский край. Орел, 2010. Наряду с русскими привозили тысячи искалеченных, обмороженных французов. Умирали сотнями. На Крестительском кладбище хоронили мёртвых русских и французов по 200 человек.

Фото Д.Фурманской

Источник